Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 194



Святославу Ольговичу византийские посты; тот предупредил: «аще ми о сем еще рьчеши, то вывергну тя из епис-копьи», и, действительно, он «низверьже» неунявшегося епископа82, из чего, кстати говоря, следует, что Чернигов сблизился не только с Галичем, но и с Суздалем.

Андрей Боголюбский решил наложить руку на Киев, который был взят в 1169 г. суздальскими и союзными им смоленско-черниговскими войсками. В Киеве сел его вассал Глеб Юрьевич. Это должно было внести перемены и в суздальско-черниговские отношения. Уже само занятие Киева и разорение его богатств и святынь в киево-пе-черской летописи Поликарпа оценивается как происшедшее «грех их {т. е. киевлян] ради, паче же и за митропо-личго неправду». Сам Печерский монастырь, понятно, уцелел, а его игумен Поликарп деятельно сотрудничал с Глебом Юрьевичем83. Византийское правительство поспешило найти какое-то соглашение с сильным суздальским князем.

Вместе с Глебом в Киеве появляется дружественный Андрею митрополит Константин II. Это означало конец политической карьеры епископа Федора. Он был принесен в жертву целям более широкой политики. Нелегко проникнуть в суть опутанного церковным ханжеством и придворной лестыо официозного летописца84.

Дело сводится к тому, что епископ Федор отказался подчиниться распоряжению Андрея, велевшего ему идти в Киев и там у митрополита «поставитися во епископы». Федор не только не пошел, но и отлучил Андрея — «церкви все в Володимери (не в Ростове!) затвори и ключа церковныя все к собе взя; и не бысть звонения, ни пенья по всему граду» ; княжеский летописец утверждает, что бог «отъя у него ум» 86, но он едва ли прав.

Федор знал, что делал,— он, видимо, имел поддержку старой ростовской боярской и церковной знати; а быть может, использовал и социальную демагогию в борьбе за утверждение примата епископской власти: отвергая владимирскую епископию, он «хулу измолви на св. богородицу» 87 и вопреки новой воле князя «на сан наскакал»; в Ростове он вызвал какое-то общественное смятение, и тогда Андрей, «виде озлобленъе людей своих сих кротких ростовских», защитил их «мышцей высокой» от Федора88. Это потребовало от князя поддержки тех, кто олицетворял $зешцо»? т. рР местных властеиг, ибр в летошсщ


Новости