охранять права буржуазии также, как и в Западной Европе. На основе этих мнений возник тезис, который впоследствии вошел в программу партии. Он гласил: «Целью партии является достижение революционным путем политической и экономической свободы в Турецкой Армении». Редакционная статья первого номера «Дрошака» разъясняла программные положения: «Наша партия не может согласиться с теми, кто желает только дипломатическим путем добиться своей цели. Европа не для нас. Она нам не поможет. Пусть знают армяне, что пока они не обагрят землю кровью, они ничего не получат. Партия не может согласиться с теми, кто считает, что освобождение Армении связано с деятельностью пролетариата. Пока в Турции нет промышленности и крупных заводов, противоестественно поднимать подобные вопросы. Для той страны, где преобладает крестьянство и патриархальный уклад, не может быть и речи о европейском социализме. Обсуждая экономические проблемы, нужно руководствоваться общей культурой страны и ее национальными и историческими особенностями. Земельный вопрос — это наш главный вопрос. Земля должна принадлежать тому, кто се обрабатывает». В 1894 г. в одиннадцатом номере «Дрошака», редакция которого к тому времени была переведена из Тифлиса в Женеву, публикуется полная программа партии. Нужно отметить, что изменениям подверглось и название партии: если при зарождении она называлась «Содружество Армянских Революционеров», то теперь она стала называться «Армянское Революционное Содружество» («Гай Гегапохутян Дашнакцутюн»), Анализируя программу партии, можно сделать следующие выводы. Основной целью партии было политическое и экономическое освобождение Турецкой Армении. Притом, сферой приложения этой борьбы являлась только Турецкая Армения. Важно подчеркнуть, что в программе преобладали не социальные, а национальные аспекты борьбы. В социальной сфере дело ограничивалось только тем, что признавалось право за каждым человеком быть хозяином собственным трудом заработанных продуктов и пользоваться жизненными благами. Политическая часть программы предполагала завоевание гражданских и политических свобод, избрание народно-трудового правительства на основе всеобщих равных выборов. Однако относительно формы государственного правления ничего не говорилось. Неопределенность в этом вопросе являлась отражением разногласий в партии и стремлений привлечь в партию людей разных взглядов на этот вопрос. Пункты 2 и 3 говорили о необходимости обеспечить населению жизненную безопасность и работу, а нациям и религиям равенство перед законом. Эти пункты имели особое
|