в обиход публицистом Т.А.Зинькивским в 1896 г., подхвачено и развито И.Я.Франко, Н.Е.Шапова-лом, О.Пчилкой и другими). Показателен новый этнический смысл названия — «Молодая Украина», свидетельствовавший о самоидентификации отдельной личности и целой нации с «украинством». Был преодолен, наконец, столь мучительный для предшествующих поколений комплекс терзаний между «двумя душами» — «люди 80-х» и «люди 90-х» уже не колебались в отношении собственной национальной принадлежности и открыто называли себя «национально сознательными украинцами», с негодованием отвергая ранее общепринятое «украинофилы». Один из наиболее ярких представителей «восьмидесятников» — писатель Б.Д.Гринченко — так определил оптимальный план действий для своих единомышленников: организация интеллигенции в сознательную и активную силу; установление в стране политических свобод; просвещение народа. Цель украинского движения сформулировал емко и определенно: «Свободы! Свободы украинскому народу, как самостоятельной национальной единице, думать, верить, говорить, писать, трудиться и в своем крае управлять так, как он сам того хочет». Высоко расценивая итоги деятельности «Молодой Украины», И.Я.Франко писал, что эта генерация «подняла бурю в нашей национальной жизни, ... проложила не в одном направлении новые тропы. Она разбудила страсти там, где перед тем были равнодушие и рутина, оживила пульс народной жизни. Это был тот запас свежих сил, который обнаружила в себе наша нация в минуты тяжкого угнетения...» В результате был осуществлен перееход из организационной стадии национального возрождения в политическую КУ истоков образования УДРП стоят колоритные фигуры «украинских шестидесятников» — историка В.Б.Антоновича, писателя А.Я.Конисского, этнографа Т.Р.Рыльского, композитора Н.В.Лясенко. Однако роль самой Старой громады, этого столпа и патриарха «украинства», была двойственной. С одной стороны, громада как целое не стремилась и даже отчасти противодействовала формированию новых украинских организаций, раздражаясь их воинствующим культурничеством, радикализмом, социализмом; с другой, — «по вине» некоторых своих наиболее активных деятелей оказалась в конечном итоге причастна к этим акциям. Но существовал еще один, скрытый, опосредованный аспект этой причастности (который, следует заметить, тонко почувствовали и отразили в своих мемуарах радикал-демократы): воспитательное значение Старой громады как «школы», первичного
|