первичного общественного поприща, исторического феномена украинского возрождения. В анализе исторического прошлого Украины радикал-демократы исходили из популярной в национальной народнической историографии концепции «национальной вины» элиты перед своим народом, пожертвовавшей в XVII — XVIII вв. в угоду своим узкосословным интересам политической и культурной самостоятельностью родины. Без грана осуждения они писали о том, что народные массы в конечном итоге остались «вполне равнодушными и холодными к идее автономии и отказывали в своей поддержке требованиям неосмотрительных автономистов», ибо «в самом деле — что могла значить для народа потеря автономии пред надвигающейся грозой крепостного права? Какую цену или привлекательность могла иметь для трудящихся масс национальная независимость при полной невозможности воспользоваться ее плодами и даже вести просто человеческое существование?» Основной урок, извлеченный из опыта минувшей борьбы, был прост: «Народ боролся за свое собственное дело — социальное, экономическое и национальное освобождение, и при том же он не понимал национального освобождения без социального и экономического и потому всякий раз оставлял автономистов на волю всеблагого провидения, как только замечал, что дороги их расходятся...» Так радикал-демократы солидаризировались с позицией украинских историков-народников (В.Б.Антонович, М.С.Грушевский): во взаимоотношениях народа и власти правота всегда — ма стороне народа и если народу при данном строе, в этом государстве плохо — его законное право рассчитаться с ним. Своим предтечей в политической сфере радикал-демократы считали М.П.Драгоманова, восприняв основные компоненты его мировоззрения (либерализм, конституционализм, этический социализм, федералистический автоно-мизм, национальное политическое и культурное самоопределение) и положив их в основу своей программы. По мнению партии, реализация этой программы должна была обеспечить гармоничные отношения между центром и регионами, снять острое социальное напряжение, утвердить в государстве гражданский мир и согласие. Программа, одобренная совместной комиссией УДП и УРП в декабре 1905 г. и утвержденная съездом УДРП в мае 1906 г., оставалась в сущности неизменной до апреля 1917г., момента реформирования УДРП в «Украинскую партию социалистов-федералистов».
|