психологию, комплекс неполноценности, развращала душу, толкала к развитию всех тех негативных человеческих качеств, о которых неоднократно говорил Абай. Апогеем жестокости царизма по отношению к казахам стала аграрно-персссленческая политика. Бесцеремонное изъятие у них земель ставило казахский народ на грань физического вымирания. Только за 1906-1915 гг. в собственность русским переселенцам было передано 42 млн. десятин земли. На формирование политических взглядов лидеров Алаш оказала сильное влияние первая российская революция. Еще в процессе обучения в вузах Петербурга, Москвы, Казани, Варшавы А.Букейханов, Б.Каратаев, Ж. и Х.До-смухамедовы, Б.Кулманов, Б.Сыртанов, А.Турлыбаев, Ж.Акбаев, М.Тынышбаев и другие познакомились с идеями российского освободительного движения, приобщились к великой русской культуре. Стамбульский университет окончили А.Гайсин и Д.Кульбаев. Многие из них вдумчиво следили за развитием политической жизни в России, ее политическими партиями. Отсюда и их желание создать у себя на родине национальную партию. В декабре 1905 г. в Уральске был проведен съезд представителей казахского населения пяти областей, на котором была сделана первая попытка создания национально-политического объединения — филиала конституционно-демократической партии России. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который с некоторыми добавлениями (признание всех земель Казахстана собственностью коренных жителей, прекращение политики переселения, открытие школ и т.д.) одобрил программу кадетов. Тяга либерально-демократического крыла казахской интеллигенции к программе российской партии конституционных демократов неслучайна. Их привлекали такие аспекты идеологии и деятельности этой партии, как неприятие насильственного социального переворота, эволюционнос развитие общества, постепенное реформирование старой государственной власти, ориентация на парламентскую конституционную монархию английского типа. Эти исходные программные положения партии кадетов отвечали менталитету казахского народа, что верно подметил Т.И.Сидельников, долгие годы проработвший в крае. «Почему киргизы (казахи. — М.7.) «принципиально стояли» за Учредительное собрание и были «принципиально против» большевиков и гражданской войны? — писал он Ленину в апреле 1920 г. — Очень просто. Им, «пацифистам», мирный законный путь к разрешению всех спорных вопросов, внешних и внутренних, всего больше по душе: получишь все, что тебе следует, отдашь все, что тебе причитается, «по указу всенародной справедливой власти» — и делу конец! Никого не
|