может привести исполнение царского указа. Об этом свидетельствует подписанное им от имени казахов ряда областей письмо на высочайшее имя от 7 августа 1916 г. Данный в нем обстоятельный экономический анализ подводил к выводу, что выполнение царского указа без внесения предложенных ими корректировок приведет народ к голоду. А.Букейханов предупреждал правительство: «Если мы не увидим худшего — открытого восстания народа, то это объясняется его чрезмерным миролюбием». Он и его сподвижники были свидетелями стихийного, широко разраставшегося, зачастую неорганизованного народного восстания. Они также видели, какими жестокими мерами правительство подавляло его. Никакого компромисса не получилось. Тем не менее, будущие лидеры Алаш остались в стороне от борьбы за национальное и политическое освобождение. Свою деятельность до Февральской революции они сосредоточили в основном на помощи казахам, мобилизованным на тыловые работы. Думаю, что такую позицию алашевцев нельзя назвать и нерешительной (к такой оценке склоняется в частности К.Н.Нурпеисов). Ее скорее можно оценить как принципиальную. Истоки ее следует искать в пацифистских корнях российской кадетской партии, членами которой были некоторые из лидеров Алаш. Практически вся последующая их политическая деятельность подтверждает это. Они считали, что исключительно мирным, парламентским путем, через Думу, Учредительное собрание можно решить все наболевшие вопросы казахской действительности. Кроме того, лидеры Алаш, как и российская кадетская партия, были в то время еще приверженцами парламентско-монар-хического режима и выступали против расшатывания институтов власти. Восстание 1916 г., охватившее Казахстан, занимает особое место в национально-освободительном движении, которые возглавляли С.Датов, И.Тайманов, М.Утемисов, К.Касымов. Восстание имело антиколониальную, антиимпериалистическую направленность. Лейтмотивом борьбы было национальное и политическое освобождение народа. Будущие лидеры Алаш заняли центристскую позицию. Февральская революция открыла новую страницу в жизни казахского народа, и в первую очередь либерально-демократического крыла казахской интеллигенции. «Взошло солнце свободы, равенства, братства для всех народов России», — телеграфировал А.Букейханов из Минска в Казахстан 16 марта 1917 г. По его мнению, киргизам необходимо организоваться «для поддержания нового строя, правительства. Нужно работать в контакте со всеми национальностями, поддерживающими новый строй, киргизы должны подготовиться к Учредительному собранию... наш лозунг демократическая республика, земля тому, кто извлекает доходы из
|