не нужно бить, никто тебя не побьет...» Нельзя не сказать и о том, что царизм способствовал развитию особого сознания казахского народа: потребности в сильной авторитарной власти и вере в ее мудрость, без критического осмысления ее реальной политики. Эту мысль подтверждает замечание А.Букейханова: казахи — «самый мирный, послушный высочайшему повелению народ». В той или иной мере носителями этих черт были и будущие лидеры Алаш, пытавшиеся мирным путем решить вопрос о земле, народном суде, думском представительстве. В 1913 г. по инициативе Д.Сейдалина, Р.Марсекова, Б.Каратаева, Ж.Тлеубердина, М.Дулатова, М.Сералина и других была предпринята попытка созвать всеказахский съезд, на обсуждение которого предполагалось вынести вышеназванные вопросы. Однако эта попытка закончилась неудачно, ибо, как следует из секретного донесения начальника оренбургского жандармского управления генерал-майора Бабича, масса отнеслась к этому индифферентно. Действительно, казахский народ был еще очень далек от вопросов политики, его кругозор не поднимался выше межродовых разборок. Он безразлично отнесся к третье-июньскому закону 1907 г., лишившему его избирательного права, продолжал терпеть переселенческую политику, увеличение налогов в годы первой мировой войны. Казахская интеллигенция, как и казахский народ в целом, была подвержена вражденному послушанию. Думается, что именно этим обстоятельством объясняется стремление интеллигенции к мирному решению кардинальных экономических, социальных и политических вопросов. Эта тенденция прослеживается в позиции либерально-демократической части казахской интеллигенции, которую она заняла во время восстания 1916 г., поводом к которому, как известно, послужил царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана. В воззвании к народу в августе 1916 г. А.Букейханов и его ближайшие сподвижники писали, что «отказываться от этого дела нельзя». В октябрьском воззвании того же года, когда восстание набирало силу, они призывали казахов: «Послушайте, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь». Определенная часть современных ученых — М.К. и И.М.Козыбаевы, Д.А.Аманжолова— расценивают позицию, занятую либерально-демократической частью казахской интеллигенции по главе с А.Букейхановым как тактику разумного компромисса с колониальной империей ради сохранения этнической целостности народа и понимания бессмысленности сопротивления мощной машине царского режима. С такой оценкой можно согласиться лишь отчасти. А.Букейханов прекрасно знал тяжелейшее экономическое положение своего народа и предвидел, к чему
|