основываться на демократической федеративно-парламентской республике». Сторонников Алаш следует искать прежде всего среди байской верхушки, затем разночинной национальной интеллигенции и учащейся молодежи. Эту часть казахского общества не мог не привлекать предлагавшийся Алаш эволюционный путь развития края. Общенациональные идеи, заложенные в программе: национально-территориальная автономия, общедемократический характер первоочередных задач — были близки им. Вобрав в себя часть элитной национальной интеллигенции либерально-демократической направленности, Алаш стремилась выразить политические интересы коренного населения. Выдвигая в программе в качестве стратегической задачи национальную свободу и независимость Казахстана, лидеры Алаш вместе с тем ясно осознавали бесперспективность его исторического развития вне России, что проходит красной нитью не только через программу, но и через всю практическую деятельность Алаш. В бурные революционные годы, когда многие проблемы решались не законными методами, а исходя из революционной целесообразности, Алаш со своим эволюционным реформизмом и конституционным демократизмом не была серьезной силой ни в монархический период, ни в период двоевластия, выжидая созыва Учредительного собрания. Алаш уникальна не только тем, что она связана с видными мыслителями Казахстана, но и тем, что его лидеры впервые в истории края наладили самые тесные связи с ведущими политическими силами России. А.Букейханов был членом ЦК партии кадетов. Тот же Букейханов и ряд других алашевцев являлись представителями Временного правительства у себя на Родине. Алашевцы первыми пытались создать национальную политическую партию, провозгласили образование государственной автономии и как могли защищали ее в годы гражданской войны. Они первые разработали программу развития Казахстана, в которой нашли отражение общенациональные интересы демократического преобразования страны. Их мечтой было создание «идеального» общества, в котором не должно быть никаких классовых конфликтов, должны быть установлены идеальные гармоничные социальные отношения. Фактически речь шла о создании правового демократического государства. На девственное политическое поле Казахстана лидеры Алаш перенесли зерна конституционного демократизма. Попав на благодатную почву, отвечая менталитету казахского народа, они не могли не дать всходы, не обеспечить представителям Алаш большой успех при выборах в Учредительное собрание в конце 1917 г. В послеоктябрьский период Алаш с центристских позиций скатилась вправо. Жестокая действительность гражданской
|