литературы, базирующейся на классовой методологии, по преимуществу рассматривался процесс «повышения политического уровня и активности» народных масс. В стане же их классовых противников исследуются только тактические шаги, которые были направлены на «введение в заблуждение» или «обман» этих самых народных масс. Как правило, вне поля зрения оставался вопрос «повышения политического уровня», изменения политических взглядов и борьба идей у «противников» рабочего класса и трудового крестьянства. Это в значительной степени обедняло картину исторических процессов, делало ее примитивной, не давало ответы на многие вопросы. Этими недостатками страдают исследования, посвященные истории Алаш. Неприятие большевизма лидерами Алаш, классовая методология автоматически причисляла ее в разряд байской партии (крупного или мелкого байства — это неважно). Главное, что в разряд классовых противников пролетариата и беднейшего крестьянства. Отнесение Алаш к партии, отстаивающей интересы байства, по меньшей мере несправедливо. Даже если в Алаш и входила байская верхушка, то ее прежде всего следует рассматривать как прогрессивно мыслящую, которая во главу угла ставила не интересы своего класса, а создание национального автономного государства «Алаш» в составе демократической парламентской России. Кроме того, мимо сторонников этой точки зрения почему-то прошел такой факт: в проекте программы Алаш четко указала свою «классовую позицию». Во втором параграфе программы сказано, что «бедных партия называет и считает товарищами, мироедов — врагами», в восьмом параграфе — «рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих» и т.д. Большая и конкретная помощь, оказанная лидерами Алаш мобилизованным казахам на тыловые работы в 1916 г., говорит о том, что это не пустые слова. Прежде чем осветить проблему о месте и роли Алаш в общественно-политической жизни Казахстана, следует ответить на вопрос, была ли Алаш партией. В июле 1917 г. после выхода из партии кадетов А.Букейханов приступил к организации самостоятельной политической партии. Состоявшийся в конце июля всеказахский съезд подтвердил необходимость создания казахской политической партии. Следующее упоминание о партии Алаш можно найти в газете «Казак» от 5 октября 1917 г. Хотя программа киргизской (казахской) партии еще не выработана, отмечалось в газете, тем не менее на всеказахском съезде было указано, что «основой вырабатываемой программы будет постановление всеказахского съезда... поэтому, недолго думая, партию нашу желаем именовать именем (лозунгом)
|