Объективное познание истории Алаш ведет к пониманию многих современных процессов в нашей жизни. В.О.Ключевский писал: «Прошлое нужно знать не потому что оно прошлое, а потому что, уходя, не умело убрать своих последствий». И ныне завалы исторического прошлого разгребаются осторожно, зачастую с оглядкой туда же — «на верх». Думается, что современная наша «демократия», а с ней и историческая наука переживают период с точностью до наоборот советского времени. Тогда все, что делалось партией коммунистов, считалось единственно верным, а все остальное было неверным или даже контрреволюционным. Сегодня все, что делала КПСС, плохо, а все другие — хорошо. Раньше Алаш «обманывала» народ, сегодня — это делала КПСС. Как в 30-е годы, так и сегодня, общественной научной мысли пытаются уготовить русло движения. Тогда определителем его были вожди ВКП(б), сегодня президенты. Это относится прежде всего к странам Востока, бывшего Союза. При этом необходимо иметь в виду, что в начале 30-х годов классовая методология исследования общественных явлений по отношению к Алаш привела к тому, что она квалифицировалась как буржуазная, а, следовательно, антинародная. А так как партия большевиков не могла бороться с каким-то «течением», то Алаш перевели в разряд партии, которая осуществляла роль «палача» и «эксплуататора» казахского народа. В результате за бортом исторического познания осталось уникальное явление под названием Алаш, начало которому положили казахские просветители второй половины XIX в. В последнее время стали появляться статьи и отдельные труды, посвященные истории партии Алаш. К ним следует отнести работы К.Н.Нурпеисова — «Алаш-Орда», Д.А.Аманжоловой — «Казахская автономия и Россия», а также работы В.К.Григорьева. Это первые серьезные заявки на пути познания истории Алаш. Историки должны выявить новый корпус источников по теме. Все это вместе взятое позволит
|